В 1978 году авторское право распространялось на время всей жизни художника и на последующие семьдесят пять лет. Однако в связи с недавними судебными постановлениями оно стало практически вечным, если его владелец выполняя определенные условия. Но какой смысл в авторском праве, если хорошие копии цифровых изображений может сделать любой человек, обладающий доступом к сканеру или цветному копировальному устройству? С этой проблемой приходится сталкиваться большинству фотографов, которые хотят защитить свою работу. Каждое создаваемое изображение можно незаконно скопировать и использовать без вашего согласия. Процесс копирования будет более или менее простым, в зависимости от формата изображения и мастерства человека, выполняющего копирование. С одной стороны, диапозитивы невозможно продублировать без фотолаборатории, сканера слайдов или применения некоторых других технологий. С другой стороны, печатные издания можно скопировать с помощью планшетного сканера. В результате будет получен цифровой файл достаточно хорошего качества. Можно посетить также фотоателье и без особых проблем скопировать все, что необходимо. Самым досадным является то, что посторонний человек может получить доступ к вашему оригинальному цифровому изображению, как и к негативу или диапозитиву, а затем сделать их точные копии. Конечно, закон об охране авторского права позволяет защититься от тех, кто незаконно использует ваши изображения (если вы оказа¬лись достаточно удачливы и смогли это доказать). Однако доказать факт нарушения прав не так просто, как это может показаться на первый взгляд. В любом случае защита авторских прав — достаточно дорогостоящее дело, а получаемые при этом результаты выглядят весьма сомнительными. Хуже всего то, что по ряду вопросов в законе отсутствуют четкие определения. Из того факта, что кто-то несанкционированно пользуется вашим изображением, вовсе не следует, что вы докажете свою правоту. С этой точки открывается прекрасная картина. Именно на этом месте художник Эль Греко написал несколько картин, которые сейчас являются достоянием музея искусств в Нью-Йорке и музея города Толедо. Этот вид настолько популярен, что известно не менее пяти книг, на обложке которых размещены подобные фотографии. Все фотографии были сделаны разными фотографами, однако они практически идентичны, если не проводить серьезной экспертизы. Почему же так произошло? Ответ на этот вопрос все же можно сформулировать. Права на некоторые типы изображений, особенно связанные с новостями или театром и не содержащие чего-то уникального, доказать очень трудно. Однако даже уникальное изображение обязательно должно быть определено как ваша собственность. При возникновении неприятной ситуации это позволит компенсировать убытки. Такой механизм работает, если злоумышленник использует изображение целиком, однако при несанкционированном использовании частей изображения ситуация резко усложняется. Детальное рассмотрение нюансов использования работ фотографов не входит в задачи этой книги. Следует лишь отметить, что существует немало книг, посвященных анализу проблем защиты автор¬ских прав. Ниже будут кратко рассмотрены некоторые приемы, с помощью которых цифровые фотографы могут «пометить» свои работы точно так же, как это делают и владельцы обычных фотографий.